28/02/2012
Стасевский: Нацкомфинуслуг должна выполнять свои функции как полноценный национальный регулятор
Эксклюзивное интервью агентству "Интерфакс-Украина" председателя Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, Андрея Стасевского
Вопрос: Ваше назначение на должность главы регулятора небанковских финансовых рынков стало неожиданным для его участников. Насколько вы знакомы с этим сектором?
Ответ: По роду своей прежней деятельности я постоянно был связан с финансами. Финансы, как оперативная работа, так и финансы с точки зрения разработки бюджетов, стратегий компаний, в которых я работал.
Сначала был "Газ Украины", затем НАК "Нафтогаз Украины", "Укртранснафта", Госрезерв, Аграрный фонд. Во всех этих компаниях я занимался направлением, связанным с финансами, бюджетированием, планированием их финансовой деятельности. Поэтому финансовый сектор мне знаком. Просто раньше я больше был связан с банковскими организациями, меньше - со страховыми.
Так, в "Нафтогазе" была активная работа с Дойче Банком, который в итоге дал "Нафтогазу" порядка $2 млрд. кредитов. В "Укртраснафте" у нас была достаточно напряженная работа с банками ДжиПи Морган, Amsterdam trade bank, Альфа-Банк, которые в итоге дали более чем $200 млн.
Я сопровождал процесс, начиная от аудита и подготовки документов под кредитование, до непосредственного подписания кредитного соглашения. Работая в "Укртранснафте", принимал участие в нескольких инвестиционных проектах, которые проводились совместно с Международным банком реконструкции и развития.
Вопрос: Нацкомфинуслуг внесена в Единый государственный реестр юридических и физических лиц-предпринимателей только 20 февраля текущего года. По вашему прогнозу, когда она начнет работать как полноценный орган?
Ответ: Я поставил сроки: максимум - месяц, минимум - три недели.
Вопрос: Каковы Ваши первые шаги в новой должности?
Ответ: С момента назначения меня и пяти членов Комиссии прошло четыре дня. Сейчас мы занимаемся структурой Комиссии, разрабатываем штатное расписание.
Комиссия будет иметь отраслевую структуру. Мы считаем ее оптимальной и эффективной. Есть негативный опыт, так называемой «функциональной» структуры, когда определенные сегменты управления какими-либо предприятием распределяются между тремя-четырьмя замами или управлениями. В итоге одни почти выходят из процесса и не влияют на него, другие перезагружены работой.
Один человек должен отвечать за определенный тип финансовых учреждений или направление деятельности Комиссии. При этом он будет иметь все механизмы, начиная от выдачи лицензий и заканчивая проверками этих предприятий. Это будет логично и можно спрашивать с этого человека, оценивать его с точки зрения эффективности как менеджера.
И еще. Работая в государственных структурах, я постоянно сталкивался с тем, что в них, благодаря политическим или семейным связям, иногда появляются люди, которые по своему образованию и опыту не соответствуют тем должностям, которые они получают. Я буду стараться, чтобы критерием оценки любого менеджера и руководителя стала его эффективность. То, что он реально может делать сам. Все остальные критерии, в том числе и знакомство с "большими" людьми, для меня не будут иметь значения.
Вопрос: Определились ли Вы, кто из членов Комиссии будет курировать какое направление?
Ответ: Мы пока не определялись с тем, кто из членов Комиссии и какой сектор будет курировать. Однако предварительно можно сказать, что Левченко Валентина Петровна видится руководителем сектора, который непосредственно связан с организационной деятельностью Комиссии, бухгалтерским учетом, финансами с точки зрения бюджетирования. Она обладает значительным опытом работы с Государственным казначейством и ранее в Госфинуслуг частично отвечала за это направление.
Вопрос: Насколько будет сохранен штат предыдущей Комиссии?
Ответ: Мы подойдем к формированию кадрового состава новой Комиссии ответственно, дифференцированно и максимально объективно. Прежде всего, будем оценивать объективные показатели работы сотрудников, прислушиваться к мнению руководителей Комиссии, которые в ней работают в течение многих лет, а также учитывать мнение рынка.
Убежден, что большая часть коллектива Госфинуслуг – это подготовленные, опытные и знающие свое дело люди, которые вольются в новый регулятор.
Тех же, кто плохо справлялись со своими обязанностями, нарушали регламенты и нормативы, относились халатно к своим обязанностям, мы в новую команду, естественно не возьмем. Нам нужен коллектив профессионалов. Президент ждет от нашей работы конкретных результатов в самом ближайшем будущем.
Как руководитель, буду выстраивать систему управления коллективом на основе внимательного отношения к подчиненным, к ним нуждам и проблемам, нацеливая людей на эффективное решение государственных задач и на предотвращение малейших проявлений коррупции.
Вопрос: Каковы приоритеты в работе Комиссии?
Ответ: Одним из основных приоритетов в работе Комиссии – открытость для участников рынка.
Сейчас в Парламенте лоббируется принятие двух законопроектов: внесение изменений в Закон Украины "О страховании" (новая редакция) и "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств". Если они будут приняты в предлагаемом виде, то, по моему мнению, негативно отразятся на деятельности страхового рынка. Эта ситуация связана, в определенной степени, с отсутствием открытости при их подготовке.
Под открытостью мы подразумеваем следующее: участники рынка знают, они получат пусть не 100%-но удовлетворяющий их нормативный документ, но документ, который будет способствовать нормальной, стабильной работе и успешному бизнесу.
Если участники рынка имеют ограниченные возможности влиять на подготовку таких документов, при общении с профильным регулятором, то начинает прислушиваться к тем в других структурах, кто обещает сделать все необходимое. Мы это обязательно исправим. Начнем исправлять буквально с понедельника.
Мне нравиться позиция двух новых членов Комиссии - Николая Бурмаки и Сергея Бирюка, которые пришли из Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. У них есть определенный опыт. Мы создали рабочую группу, начинаем еженедельные совещания с участниками рынка. В итоге планируем получить все замечания и пожелания, которые будут учтены, как в вышеуказанных законопроектах, так и в других.
Безусловно, мы будем вести борьбу с негативными проявлениями на рынке. Тесно работая с Государственной налоговой службой Украины, мы понимаем, что под вывеской многих страховых компаний есть те, кто занимается оптимизацией, кто не несет в себе функции реальных страховщиков. Такие компании мы будем выявлять, и лишать их лицензий, передавать документы в правоохранительные органы. Этому поможет и программа электронных отчетов, которая сейчас нами разрабатывается.
Вопрос: Поскольку Вы коснулись законопроектов, которые, в случае принятия, действительно могли изменить не только правила игры на рынке, но и весь рынок, как Вы оцениваете данные документы?
Ответ: Предлагаемые законопроектами изменения на рынке и в обществе вызывают негативную реакцию, потому что устанавливают многие условия, которые участники рынка не могут выполнить. Документы разработаны без расчетов, без обоснований.
Я считаю неправильным, что они разрабатывались и выносились без участия регулятора. Такие документы должны готовиться Комиссией, быть экономически обоснованными, а не инициированы только депутатами. Я вам скажу больше: если И.о. главы Госфинуслуг Андрея Литвина приглашают на комитет Верховной Рады и даже не дают ему слово, о чем это свидетельствует?
Складывается впечатление что, в связи с отсутствием в течение длительного времени главы регулятора, заинтересованные группы влияния решили быстро подсуетиться, чтобы захватить побольше полномочий и провести перераспределение рынка. Это негативно отразится на деятельности классических страховых компаний.
Нацкомфинуслуг должна выполнять свои функции как полноценный регулятор, как на этом настаивает Президент. Нам придется доказывать и объяснять это на всех уровнях. У нас есть механизмы влияния. По опыту известно, что даже если Верховная Рада принимает документ в двух чтениях, то Президент его не подписывает, если государственный орган или министерство категорически возражают и четко высказывают свою позицию.
Кроме того, мы намерены регулярно встречаться с профильным комитетом Верховной Рады, а также Ириной Акимовой как куратором Накомиссии в Администрации Президента, с целью поиска совместных путей решения спорных проблем.
Вопрос: Как Вы относитесь к созданию СРО на вверенных вам рынках?
Ответ: Мы хотим создать полноценный регулятор на рынке финансовых услуг с реальными легитимными полномочиями. В частности, у нас есть законопроект по нашей инициативе, которым мы предлагаем ограничить Госкопредпринимательства в части согласования ряда наших документов.
Создание СРО - это хорошая идея. Ее надо совершенствовать, дать возможность реализовываться в разумной и максимально эффективной форме.
Биография
Андрей Стасевский, 1971 года рождения.
1997-1999 гг. - Украинская Академия государственного управления при Президенте Украины, Харьков; Специальность: магистр государственного управления.
2004-2007 гг. - Ивано-Франковский Национальный технический университет нефти и газа. Специальность: менеджер-экономист.
1999-2001 гг. - Докторантура Международной кадровой академии. Защитил диссертационное исследование по теме "Механизм развития управления экономическим комплексом региона".
Опыт работы:
С 2001 по 2002 гг. - советник председателя наблюдательного совета НАК "Нафтогаз Украины".
Обязанности: анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности компании, работа над стратегией развития, подготовка проектов решений наблюдательного совета.
В 2002-2005 гг. занимал руководящие должности: заместителя генерального директора, начальника службы председателя совета директоров ДК "Газ Украины", НАК "Нафтогаз Украины", заместителя председателя правления НАК "Нафтогаз Украины".
Обязанности: организация работы по погашению дебиторско-кредиторской задолженности всех предприятий нефтегазового комплекса.
С 19 декабря 2007-го по 5 сентября 2008-го - работал в должности директора по вопросам взаимодействия с банковскими и кредитными учреждениями в "Укртранснафта".
Обязанности: привлечение кредитных и инвестиционных средств для стратегического развития компании.
С сентября 2008-го по декабрь 2009-го - зампредседателя правления, член правления ОАО "Укртранснафта".
Обязанности: привлечение кредитных средств для инвестиционных компаний, работа с международными кредитно-финансовыми учреждениями.
С апреля 2010 года по июль 2011 года - заместитель председателя Государственного комитета Украины по государственному материальному резерву.
Обязанности: модернизация предприятий системы Госрезерва.
С 11 июля 2011 года приказом министра аграрной политики и продовольствия Украины был назначен заместителем гендиректора Аграрного фонда.
Обязанности: финансово-экономические вопросы.
17 февраля 2012 года - Указом президента Украины назначен на должность председателя Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг.
27.12.2012